cetuslogo1.gifleo

II Всероссийская олимпиада по Астрономии и Физике Космоса

Заключительный этап
1995 год, 20–26 апреля, перенесено на 12–17 мая,
г. Рязань

Астрономические олимпиады в России продолжают развиваться, и всё большее число городов их проводит. В этом году состоялась уже вторая Олимпиада на общероссийском уровне, её заключительный этап прошел с 12 по 17 мая в городе Рязани, на базе Рязанского государственного педагогического университета.

Как и на первой Олимпиаде, участники были разделены на две возрастные группы - младших (8-9 класс) и старших (10-11 класс). Также мало отличались от прошлогодних и общие правила проведения. А всего в Рязань приехал 71 школьник 8-11 классов из 24 субъектов Российской Федерации (областей, краёв, республик, Москвы и Санкт-Петербурга).

14 мая состоялся теоретический тур, задачи были сложнее, чем на I Олимпиаде, но число их было сокращено. Школьникам было предложено по 5 задач и на их решение отводилось 3,5 часа.

Жюри, в состав которого вошли представители Рязани, Рязанской области, Москвы, Подмосковья и Кабардино-Балкарии в тот же день проверило работы (которые, конечно, были предварительно зашифрованы); одну и ту же задачу у всех участников проверяли один и тот же член жюри (этим достигается максимальное единообразие проверки). Правильно решённая задача, независимо от способа решения, оценивалась в 10 баллов. А вот что касается неполных решений, то оценивался не только "процент решения", но и способ: чем меньше действий нужно было сделать, чтобы довести до конца предлагавшееся решение, тем выше ставился балл. То есть, громоздкие решения не поощрялись.

К сожалению, теоретический тур выявил весьма большой разброс в уровне подготовки школьников - встречались и такие работы, где решены были все задачи, и такие, где почти ничего решено не было.

15 мая прошел второй, творческий тур. Школьникам 10-11 класса нужно было предложить решение одной задачи, которая давалась в достаточно общей формулировке, а ученикам 8-9 класса - предложить решение целой проблемы.

Каждую работу творческого тура (также в зашифрованном виде) проверяли независимо три члена жюри (причем мнения других они принципиально не знали). Каждый из членов жюри мог поставить до 10 баллов. Затем баллы суммировались. Таким образом, за творческий тур можно было получить максимум 30 баллов.

Немало было предложено интересных проектов, но почему-то почти все предлагали именно "воевать" с астероидами, запуская с земли ракеты. А ведь запуски современных ракет для уничтожения некоторого астероида нанесут существенно больший экологический ущерб, чем падение такого астероида на Землю (зависимость простая - чем больше астероид, тем больший груз "вооружений" придётся выводить на орбиту). И до тех пор, пока нет баз на Луне или в других местах вне Земли, разумнее поточнее вычислять место падения и эвакуировать население.

В тот же день участники Олимпиады ознакомились с оценкой своих работ первого тура и побеседовали с членами жюри, проверявшими их работы. Некоторые школьники смогли доказать, что оценку им следует повысить. Но в целом претензий к жюри почти не было.

К сожалению, здесь следует заметить, что уже второй год программа Олимпиады была невероятно сжата - от открытия до закрытия - менее трёх суток (причём составители программы даже не поставили об этой в известность реальных организаторов). И эта сжатость фактически не позволила жюри провести нормальные беседы со школьниками, ответить на все их многочисленные вопросы,- а это ведь то, ради чего, собственно, и должна проводиться Олимпиада.

На закрытии олимпиады победителям были вручены Дипломы и призы, а также грамоты и ряд спецпризов. Каждому участнику был подарен "Словарь астрономических терминов", выпущенный специально к Олимпиаде (автор - член жюри Олимпиады, директор астрономической обсерватории РГПУ А.К.Муртазов).

Среди руководителей делегаций был проведён ряд конкурсов. Главным астрологом Олимпиады на 1995 год был выбран С.Ф.Заикин (г.Ухта). А первое место в конкурсе астрономических анекдотов и курьезных случаев завоевал рассказ А.В.Сушко (г.Нальчик) о случае наблюдения галилеевых спутников Юпитера, при котором "галилеевость" этих спутников была подвергнута сомнению. Этот рассказ, как и все другие, мы здесь приводить не будем,- поверьте, лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать.

И в заключение - абзац, который завершал текст, написанный сразу после завершения II Олимпиады:

Несколько слов о III Российской олимпиаде школьников по астрономии и космической физике. Есть предварительная договоренность, что она пройдёт в середине марта 1996 года в Москве, на базе ГАИШ МГУ и будет посвящена 50—летию Московских городских астрономических олимпиад. (Кстати, вышел сборник астрономических задач под редакцией В.Г. Сурдина, в котором собраны, главным орбразом, задачи этих олимпиад.) Будут немного изменены возрастные группы и представительство: каждая область, край, республика сможет направить на Олимпиаду 2-х одиннадцатиклассников, 2-х десятиклассников и 4-х участников по 8-9 классу. А вот число астрономических анекдотов и курьёзных случаев не ограничено. Приглашаем участвовать команды не только из России. Желаем успехов!


Просмотреть увеличенную карту
       RUSOLYMP