cetuslogo1.gifleo

История Всероссийской Олимпиады по Астрономии

Выберите год, который вас интересует.

История Всероссийской олимпиады школьников по астрономии начинается в 1994 году, хотя в отдельных регионах России и СССР олимпиады по астрономии проводились и ранее, а в Москве - с 1947 года. На Первую Всероссийскую олимпиаду в город Ярославль приехал 61 школьник из 13 регионов России. Таким образом, астрономия стала восьмым предметом в единой системе общероссийских олимпиад (вместе с математикой, физикой, химией, биологией, информатикой, географией и экологией). С тех пор олимпиада проводится ежегодно и привлекает все большее число участников.

Олимпиада Город проведения Месяц, год Число участников Число регионов
I Олимпиада Ярославль май 1994 61 13
II Олимпиада Рязань май 1995 71 25
III Олимпиада Калуга май 1996 63 21
IV Олимпиада Троицк апрель 1997 91 28
V Олимпиада Троицк апрель 1998 121 31
VI Олимпиада Троицк март 1999 112 28
VII Олимпиада Белгород апрель 2000 140 30
VIII Олимпиада Троицк апрель 2001 145 31
IX Олимпиада Сыктывкар и Красноярск апрель 2002 147 31
X Олимпиада Курск апрель 2003 142 32
XI Олимпиада Пущино апрель 2004 128 33
XII Олимпиада Пущино апрель 2005 106 27
XIII Олимпиада Саранск апрель 2006 124 31
XIV Олимпиада Саранск апрель 2007 149 36
XV Олимпиада Новороссийск апрель 2008 139 32
XVI Олимпиада Анапа апрель 2009 134 36
XVII Олимпиада Анапа апрель 2010 145 41
XVIII Олимпиада Анапа апрель 2011 145 44
XIX Олимпиада Орел апрель 2012 156 46
XX Олимпиада Орел апрель 2013 160 43
XXI Олимпиада Великий Новгород апрель 2014 167 37
XXII Олимпиада Великий Новгород апрель 2015 167 40
XXIII Олимпиада Саранск март 2016 174 41
XXIV Олимпиада Смоленск март 2017 172 41

Как правило, первым проводится теоретический тур олимпиады, на котором школьникам обычно предлагается по 6 задач на 5 часов (лишь на второй олимпиаде было предложено по 5 задач, а на их решение отводилось 3.5 часа; до 2007 года на решение задач выделялось 4 часа). Работы внимательно проверяются членами жюри не менее двух раз. Для достижения максимального единообразия критериев проверки одну и ту же задачу у всех участников проверяет один и тот же член жюри или группа членов жюри (вторую задачу – второй член жюри или группа и т.д.). Кто-то в жюри может быть строже, кто-то мягче, но по каждой задаче критерий один и тот же для всех участников олимпиады.

Все участники могут ознакомиться с оценкой своих работ теоретического тура и побеседовать с членами жюри, проверявшими решения задач. Бывает, некоторые школьники доказывают, что оценку им следует повысить.

Второй тур олимпиады – либо творческий, либо практический, либо творческо-практический, сочетающий и творческие, и практические задачи. На втором туре школьникам нужно решить одну, две или три задачи, которые даются в достаточно общей формулировке, либо даже предложить решение целой проблемы.

На закрытии олимпиады каждому победителю вручается диплом и ценный подарок. На основе результатов заключительного этапа Российской олимпиады формируется сборная России для участия в Международной олимпиадах.

На первых двух олимпиадах участники заключительного этапа соревновались в двух возрастных категориях: 8-9 классы (в эту группу включаются также приезжающие порой семиклассники) и 10-11 классы. Начиная с третьей олимпиады, 10 и 11 классы были разделены. С 1996 по 2003 год каждая область, край, республика, Москва и Санкт-Петербург могла направить на заключительный этап олимпиады двух 11-классников, двух десятиклассников и четырех участников по 8–9 классам (плюс дополнительно дипломантов I-II степени заключительного этапа предыдущей олимпиады). Было возможно также участие команд из других стран.

С 2004 года Министерство образования изменило порядок проведения Российских предметных олимпиад, теперь каждый регион направляет участников на заключительный этап согласно квоте (своей для каждого субъекта РФ), а участие команд из-за пределов России не предусмотрено.

Очередное изменение положения об Олимпиаде произошло в конце осени 2007 года. Впервые по новому положению олимпиада проходила в 2008-2009 учебном году.

Олимпиада стала престижным соревнованием школьников, увлеченных астрономией. И хотя она достаточно молода, некоторые из победителей первых олимпиад уже успели стать достаточно известными учеными. Авторами задач и членами жюри олимпиады являются многие ведущие астрономы России, коллектив авторов достаточно широк, что помогает олимпиаде быть разнообразной и интересной для школьников.

       RUSOLYMP